ТЕХНИКАЛЫҚ ЖОО СТУДЕНТТЕРІНІҢ ЗЕРТТЕУ ІС- ӘРЕКЕТІНДЕГІ ҒЫЛЫМИ ӘЛЕУЕТІН ЖӘНЕ ИННОВАЦИЯЛЫҚ ОЙЛАУЫН ДАМЫТУ
Ключевые слова:
научный потенциал, студент вуза, компетенция, инновационное мышление, научно-исследовательская деятельность, преподаватель высшей школы, уровень мотивации студентовАннотация
В статье рассматривается проблема развития научного потенциала студентов технического вуза, некоторые аспекты инновационного мышления как его части. Авторами дается определение понятию научно-исследовательский потенциал студента в образовательной среде. Особое внимание уделено роли преподавателя высшей школы в научно-исследовательской деятельности студентов. Рассмотрены специфика организации и содержания научной деятельности в вузе, а также такие факторы, влияющие на мотивацию студентов, как получение новых знаний и умений, научный интерес в области изучаемой специальности, стремление реализации интеллектуальных способностей, перспектива получения престижной работы. Авторами статьи описаны этапы и представлены результаты исследования по изучению развития научного потенциала студентов, проведенного на базе Карагандинского технического университета.
В ходе анализа выявлены приоритетные виды научно-исследовательской деятельности в университете, а также устойчивая тенденция к росту вовлеченности студентов при условии создания благоприятной среды для научных исследований. Авторы делают акцент на значимость мотивационно-ценностного и рефлексивного компонентов как основного аспекта стратегии развития научного потенциала студентов. Отмечено, что важным условием для эффективной реализации творческого потенциала студентов в сфере науки является создание системы мотивации научного труда, что позволит повысить привлекательность занятия научной деятельностью и в перспективе станет гарантом конкурентоспособности будущих инженеров.