БІЛІМ АЛУШЫЛАРДЫҢ САКРАЛДЫ ЖЕРЛЕР ТУРАЛЫ ТҮСІНІКТЕРІН ҚАЛЫПТАСТЫРУДЫҢ ӘДІСТЕМЕЛІК НЕГІЗДЕРІ
DOI:
https://doi.org/10.32014/2023.2518-1467.537Ключевые слова:
сакральные места, представления обучающихся о сакральных местах, сакральные объекты Туркестанской области, вопросы для обучающихся, результаты исследования.Аннотация
Программы «Болашаққа бағдар: рухани жаңғыру», «Сакральная география Казахстана» направлены на придание значения сакральным местам своего края, улучшению экологии и картированию местностей, ориентированы на человека и его жизнь, основанных на истории и культуре, развитии человека и его привязанностей к месту его рождения. В рамках данных программ были дополнены списки сакральных мест, проведены работы по реконструкции сакральных объектов страны, изданы энциклопедии, созданы музеи, сняты документальные фильмы. И все же что знает подрастающее поколение о духовных святынях? Каково понимание учащихся о сакральных пространствах?В этой связи в статье рассмотрена этимология понятий «сакральный», «духовные святыни», «святые места», используемых в политико-общественном и научном контексте по изучению географии сакральных мест в Казахстане. Целью статьи являлось выявление и экспертная оценка представлений обучающихся о сакральных местах, демонстрация результатов исследований и выработка рекомендаций. Также в статье описаны результаты экспертной оценки сакральных земель, которые были проанализированы в ходе исследования, где были определены их значение в духовном потенциале учащихся Казахстана, выявлена их актуальность и проанализированы научно – теоретические основы понятия «сакральная земля».
В статье подчеркивается, что значение слов«сакральный», «духовные святыни», «святые места»глубоко укоренились в этническом познании; в связи с этим был опубликован словарь сакральных понятий. Несмотря на то, что в стране много сакральных мест, подрастающее поколение недостаточно понимает их сакральное значение, не говоря уже о туристах, приезжающих извне. Поэтому очень важно систематизировать, исследовать, модернизировать святые объекты, разъяснять их учащимся, а также представить их вниманию общественности. В связи с этим, среди обучающихся 1-4 курсов университета был проведен опрос через программу Google form. На основании вопросов анкеты представлены результаты. Рассмотрены ценности сакральных мест.