МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ОБЛАСТИ МАТЕМАТИКИ
DOI:
https://doi.org/10.32014/2023.2518-1467.546Аннотация
Задача обновления ключевых компетенций человека, прививаемых подрастающему поколению в ходе его социализации, для приведения их в соответствие с формирующимся типом культуры современной эпохи, вновь возникла перед системой среднего и высшего образования в контексте быстрого перехода к новому типу цивилизации, известному как «Knowledge-value society». В области дидактического проектирования решение указанной задачи зависит от определения уровня индивидуального культурного развития, которое должно быть принято в качестве общепринятой одобряемой нормы образованности, и, кроме того, требует определения педагогических стратегий, которые помогут в развитии личности, обладающей чертами в соответствии с установленным нормам нашего времени.
В соответствии с этими предпосылками, для полной интеграции человека в современное общество необходимо постоянное стремление к саморазвитию, основанное на приобретении новых научных знаний и готовности быстро передавать эти знания в форме инновационного продукта. Кроме того, познавательная деятельность должна сопровождаться независимым критическим мышлением и формированием у человека способности творчески решать проблемы.
Развитие этих личностных качеств является непрерывным процессом, но как целенаправленный процесс, он должен начинаться в школе и продолжаться в высших учебных заведениях. Наиболее адекватным подходом к развитию творческого потенциала является систематическое вовлечение учащихся в образовательный исследовательский процесс. Ожидаемым результатом этого процесса является формирование исследовательской культуры учащихся на первом этапе и, в конечном счете, исследовательской культуры в целом.
В статье представляется теоретический аппарат будущего исследования, который разработан в рамках докторской диссертации «Формирование исследовательских умений математически одаренных обучающихся средней школы в процессе решения задач». В статье приводятся научный аппарат исследования, соответствующее этапу постановки проблемы, который состоял в выработке концепции исследования, в определении направлений и конкретных задач исследования. Утверждена гипотеза исследования, цель и задачи, уточнен понятийный аппарат, используемого в исследовании. В статье проанализированы научные исследования по теме диссертации.