СЫР ӨҢІРІ АҚЫНДАРЫ ПОЭЗИЯСЫНДАҒЫ ФИЛОСОФИЯЛЫҚ- ДИДАКТИКАЛЫҚ САРЫНДАР МЕН ПЕДАГОГИКАЛЫҚ КӨЗҚАРАСТАР
DOI:
https://doi.org/10.32014/2024.2518-1467.676Ключевые слова:
философия, педагогика, дидактика, поэт, жырау, сказитель, земля Сыра, назидание, пропаганда, традиция, мировоззрениеАннотация
Аннотация. На современном этапе нашей истории, когда страна с приобретением суверенитета начала возрождать своё духовное богатство, необходимо пересмотреть, переосмыслить некоторые актуальные проблемы литературоведения, казахской литературы и, в частности казахской поэзии, в которой отражена истинная картина судьбы народа и его национальных интересов.
Одним из вопросов, требующих всестороннего рассмотрения, является вопрос о философско-дидактических мотивах в творчестве поэтов–жырау, которое берет своё начало в литературе эпохи казахского ханства. Традиционная казахская философия, мировоззрение, если сравнивать с западной и восточной философией, имеют свои отличительные черты. В своих произведениях-толгау (размышления) поэты-жырау размышляют и призывают народ к единству, человеколюбию, нравственности. Произведения акынов-жырау земли Сыра характеризуются своими специфическими чертами и особенностями. Поэзия поэтов нашего региона является предметом многих исследований.
Нами их поэзия рассматривается с точки зрения отражения в ней философского мировоззрения и педагогических взглядов.
В данной статье анализируются лирические стихи выдающегося представителя традиционной дидактической поэзии Жусипа Ешниязулы, рассматриваются его педагогические взгляды, индивидуальность и мастерство поэта, закономерности преемственности и традиций в его творчестве.