DEVELOPMENT OF CULTURAL COMPETENCE IN THE PROFESSIONAL ACTIVITY OF TEACHERS
DOI:
https://doi.org/10.32014/2023.2518-1467.506Ключевые слова:
культурологический, педагогический процесс, компетентность, культурная компетентность, профессиональная деятельность, студенты, образованиеАннотация
Абстракт. Гуманистическая тенденция развития общества неразрывно связана с идеей развивающейся личности в развивающемся мире, и решение этой проблемы напрямую зависит от уровня образования - важнейшей составляющей человеческой культуры. Переход мирового сообщества от техногенной цивилизации к антропогенной, доминирование гуманистической парадигмы в педагогической теории и практике определяет необходимость разработки инновационных подходов к проектированию современных образовательных систем. В настоящее время личностная культура специалиста становится важной составляющей профессионального образования. Высшее образование перестает быть только профессиональным, оно становится элементом общей культуры человека. Целостный образ специалиста - это образ человека культуры, свободной, духовно богатой личности, способной к творческой самореализации, нравственной саморегуляции и адаптации в меняющейся социокультурной среде. Непрерывное образование специалиста, которое осуществляется в рамках повышения квалификации, подразумевает профессиональное совершенствование по профилю через определенное время, выведение его на новые высоты деятельности, прогрессивное обогащение творческого потенциала личности.
В последнее десятилетие большое значение приобрел культурологический подход к пониманию процессов воспитания и образования, в котором на первый план выходит гуманитарный смыслообразующий аспект. Образовательный процесс, его цели и направленность находятся в центре внимания теории и практики педагогики. В настоящее время пространство педагогической мысли чрезвычайно расширилось. Сегодня все более уверенно утверждаются новые подходы к освещению педагогического процесса в целом, основной целью которого является формирование целостной личности. Формирование целостной личности возможно только на путях культуры, и в связи с этим педагогический процесс рассматривается как культурный феномен.