РАБОТА С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ
DOI:
https://doi.org/10.32014/2023.2518-1467.428Ключевые слова:
текст,, критерии отбора текстовых материалов, лексическая компетенция, критерии отбора учебного текста, русский язык как нероднойАннотация
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме - приемам работы с текстом на уроках русского языка и литературы. Работа с текстом является одним из условий развития творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи. Текст – это основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды. Именно текст – основной компонент структуры учебника по русскому языку, именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, развивающая, воспитательная.Для того чтобы на основе текста формировать коммуникативные умения учащихся, недостаточно текст использовать в качестве дидактического материала. Необходимы определённые приёмы работы с текстом для их формирования. В статье представлены основные параметры отбора текстов для чтения и аудирования: общие требования к тексту как единице обучения и специфические требования, определяемые видом речевой деятельности. При разработке учебного материала важное место занимает тщательный отбор терминологической лексики и аутентичных текстов. В статье рассматриваются критерии отбора текстовых материалов для формирования лексической компетенции у учащихся школ. Определена роль текста в процессе обучения лексике, проанализирован методический потенциал текстового материала, что реализовывается через его мотивационно-стимулирующую и вспомогательно-эталонную функции. Изложены основные принципы отбора текстов. Даны методические рекомендации организации работы с текстами. Представлены ключевые этапы работы с текстом на уроках русского языка и литературы, позволяющие сформировать умение строить самостоятельные тексты, имеющие аналогичную структуру. В статье также рассматривается возможность развития умений информационной переработки текста.