МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ РОМАНА ЕРМЕКА ТУРСУНОВА «МАМЛЮК» В ВУЗЕ
DOI:
https://doi.org/10.32014/2023.2518-1467.502Ключевые слова:
методика, изучение эпических произведений, роман, анализ романа, методы обучения, эвристический метод, проектная деятельность, интерактивное обучениеАннотация
Проблема изучения произведений современных казахстанских авторов требует своего решения. В литературоведении и методике преподавания литературы недостаточно внимания уделяется изучению современной отечественной прозы.
В данной статье предлагаются методические способы и средства анализа романа известного казахстанского писателя Ермека Турсунова «Мамлюк» на практических занятиях в высшей школе. В ходе изучения произведения были применены следующие методы: творческого чтения, исследовательский, эвристический, репродуктивный. В процессе разбора романа в вузовской аудитории были также использованы элементы проектного метода и приемы интерактивного обучения. С помощью этих методов и приемов у студентов были сформированы представления о поэтике и проблематике романа «Мамлюк». Кроме того, студенты развили свои навыки анализа современного исторического романа. На практических занятиях последовательно развивались умения студентов анализировать крупные эпические произведения в единстве их содержания и художественной формы. Все отмеченное необходимо для становления профессиональных компетенций будущих учителей литературы.
Разработанная автором настоящей статьи система изучения романа казахстанского автора определила расширение знаний студентов о современной казахстанской романистике. Сформированные в ходе анализа знания и умения необходимы студентам для самостоятельного изучения новых литературных произведений и глубокого понимания их художественного своеобразия, тематики и проблематики.
Последовательная работа в эвристическом и интерактивном формате побуждает студентов активно участвовать в обсуждении ситуаций и решении учебных проблемных задач. Это необходимо для проявления ими субъектности в познавательной деятельности.
Литературоведческий и методический материал статьи можно использовать для разработки практических занятий по изучению современного казахстанского романа в высшей школе.