ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ВОЛОНТЕРСТВА У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
DOI:
https://doi.org/10.32014/2022.2518-1467.364Ключевые слова:
волонтерство, волонтерство среди студентов, мотивация к добровольчеству, волонтерство в рамках инклюзии, детерминанты волонтерстваАннотация
В современном понимании волонтерство – это широкий круг деятельности, в том числе традиционные формы взаимопомощи и официального предоставления услуг на добровольной основе, без расчёта на денежное вознаграждение. Но для оказания безвозмездной помощи необходимы цель и мотивы у молодых людей, которые объясняли бы их благородные поступки на основе личностных психологических детерминантов, т.е. индивидуально-личностных качеств. Целью данного исследования является выявление типов мотивации у студенческой молодежи, которые служат основой их индивидуальной предрасположенности к волонтерской деятельности. Научная и практическая значимость исследования заключается в широком анализе зарубежной и отечественной литературы, посвященной изучению социально-психологических основ волонтерства среди молодежи и изучены индивидуально-психологические определяющие мотивацию к выполнению добровольческого труда. В ходе изучения проблемы использованы аксиологический, компетентностный и программно-целевой подходы исследования. Ценность проведенного исследования заключается в определении четырех типов мотивации у студенческой молодежи к волонтерству, как гуманное отношение к окружающим; потребность в собственном росте; потребность в активном общении и стремление занять выгодную социальную позицию. Результаты теоретического и эмпирического исследования могут быть полезны для отечественных авторов, заинтересованных в научном обосновании и практической разработке вопросов организаций волонтерской деятельности, методического сопровождения процесса добровольчества среди обучающихся вузов. Также в качестве основного результата исследовательской работы можно указать конкретные рекомендации: рассмотреть механизмы формирования устойчивой положительной мотивации среди студенческой молодежи в условиях вуза, где педагогические аспекты играют значительную роль; разработать формы и методы организации волонтерской деятельности обучающихся; разработать методические рекомендации/указания по вовлечению студенческой молодежи к участию волонтерской деятельности в рамках профессиональной подготовки; разработать учебно-методическую литературу для студентов образовательных программ педагогического направления с учетом подготовки их к работе в условиях инклюзивного образования.