ҰЛТ ҰСТАЗЫНЫҢ БАСТАУЫШ МЕКТЕПКЕ ҚАТЫСТЫ ҒЫЛЫМИ-ПЕДАГОГИКАЛЫҚ ҰСТАНЫМДАРЫ (Ахмет Байтұрсынұлының 150 жылдығына арналған)
DOI:
https://doi.org/10.32014/2022.2518-1467.304Ключевые слова:
казахский алфавит, Ахмет Байтурсынулы, начальная школа, арабский алфавит, звуковой метод.Аннотация
Аннотация. В данной статье речь пойдет о научно-педагогических позициях учителя нации по отношению к начальной школе. Анализируется Азбука, созданная известным просветителем Ахметом Байтурсыновым на основе арабской письменности, которая в царские времена боролась за духовную модернизацию казахского народа. Ахмет Байтурсынулы-реформатор и ученый, предложивший в истории казахской науки новую модель письма-национальный алфавит и новое правописание. Рассказывается о том, что эта Азбука учителя нации полностью компенсировала потребности казахской культуры начала ХХ века в грамотности, и ее способ обучения звуковым методам был достаточно благоприятным. Отмечается также, что ученый подчеркнул полиграфические возможности и экономическую эффективность алфавита и необходимость его использования в сфере образования и науки современного независимого Казахстана. Этот алфавит является крупным культурным достижением в становлении национального письма.
В статье анализируются труды учителя нации, написанные в области просвещения на разных этапах. Доказывается, что учебники, которые за столетие неоднократно претерпевали изменения, выходили из разных издательств разными - не дотягивают до методики учителя нации, до «азбуки» нации, основанной на ценностях.
В заключении статьи было показано, что сегодняшнему поколению Ахмета Байтурсынова необходимо вернуть свою азбуку под свое авторство, что мы не можем перестать писать сорок разных алфавитов и не достигнем уровня учителя той нации. Факты доказывают, что, хотя с тех пор прошло сто десять лет, мы не смогли написать учебное пособие по алфавиту, написанное Ахметом Байтурсыновым.
Ключевые слова: казахский алфавит, Ахмет Байтурсынулы, начальная школа, арабский алфавит, звуковой метод.