ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ПОДХОДОВ К ИНВАЛИДНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

Авторы

  • П. Ж. Парманкулова Южно-Казахстанский университет им. М. Ауэзова
  • С. А. Жолдасбекова Южно-Казахстанский университет им. М. Ауэзова

DOI:

https://doi.org/10.32014/2021.2518-1467.83

Ключевые слова:

инвалидность, подходы, отношение, общество, нарушения, отклонения, лица с огра- ниченными возможностями здоровья, медицинская, социальная, модель, инклюзия.

Аннотация

Цель статьи заключается в разработке отечественной модели отношения общества к
инвалидности в Республике Казахстан. Для достижения поставленной цели проанализированы труды ряда
зарубежных и отечественных ученых, посвященные отношению общества к лицам с ограниченными воз-
можностями здоровья, имеющим нарушения или отклонения в развитии. Проанализированы существующие
модели подходов к инвалидности в странах ближнего и дальнего зарубежья, а также в Казахстане. Уста-
новлено, что в мировой практике существуют более десяти моделей подходов к инвалидности. Отмечено,
что существующие модели отношения к инвалидности имеют не только определенное сходство, но и
различие. Практика показала, что отношение общества к инвалидности зависит от социальных, политических
условий, экономических возможностей государства, законодательства в сфере образования, ценностных
ориентаций и принятых культурных норм общества. Исследование показало, что информации об отечествен-
ных научных работах до 70-х годов ХХ века, посвященные вопросам обучения и воспитания лиц с ограни-
ченными возможностями здоровья, в Казахстане не имеются. Выявлено, что имеются исследования по
проблемам обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья, нормативно-правового
обеспечения, формирования гуманистического потенциала инклюзивного образования. Однако теоретичес-
кие модели отношения общества к инвалидам и инвалидности в Казахстане не разработаны. В результате
проведенных исследований авторы разработали теоретические модели подходов к инвалидности в
Республике Казахстан, которые охватывают временной отрезок от начала ХХ века по настоящее время и
наиболее подходящие историческому развитию Республики Казахстан: медицинская модель (начало ХХ века
и 70-е годы ХХІ века), социальная модель (80-е годы ХХ века и начало ХХІ века), модель инклюзии (начало
ХХІ века и по настоящее время). Разработанные теоретические модели подходов к инвалидности способ-
ствуют успешности развития инклюзивного образования в Казахстане. В заключении авторы делают вывод о
том, что разработанные модели отношения к инвалидности в Республике Казахстан внесет значительный
вклад в развитие инклюзивного образования и будет иметь практическую значимость для педагогов инклю-
зивного образования, педагогов-психологов, научных сотрудников, исследователей, работников организаций
образования по подготовке педагогических.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Загрузки

Опубликован

2021-04-15

Как цитировать

П. Ж. Парманкулова, & С. А. Жолдасбекова. (2021). ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ПОДХОДОВ К ИНВАЛИДНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН. Научный журнал «Вестник НАН РК», (2), 289–297. https://doi.org/10.32014/2021.2518-1467.83