THE ROLE OF COOPERATIVE LEARNING TECHNOLOGY IN THE INTENSIFICATION OF TEACHING GENERAL BIOLOGY
DOI:
https://doi.org/10.32014/2021.2518-1467.154Ключевые слова:
педагогические технологии, интенсификация обучения, биологическое знание, обучение в сотрудничестве.Аннотация
в данной статье рассмотрена роль технологии обучения в сотрудничестве в интенсификации процесса обучения общей биологии, так как среди многообразия педагогических технологий наиболее подходящий образовательным целям является технология обучения в сотрудничестве. Кроме того, авторы проанализировали содержание, сроки, плотность обучения и рассмотрели наиболее эффективные методы интеграции данной технологии в образовательный процесс. Также в этих же целях провели обзор отечественной и зарубежной литературы.
Эффективность результатов обучения общей биологии зависят от четкости, формулировки конкретных учебных целей и адекватности выбора стратегии обучения. Обучение в сотрудничестве является одной из наиболее распространенных и плодотворных областей теории, исследований и образовательной практики. Технология сотрудничества позволяет обучающемуся не только научиться работать в группе, в команде, но и улучшить свой уровень обученности, поскольку успех всей группы напрямую зависит от успеха каждого его члена. Соответственно, другие участники группы также заинтересованы в том, чтобы отстающие, слабые ученики улучшили свои собственные результаты.
Определение "педагогическая технология" мы разбираем в качестве абстрактного понятия, предполагающего постановку целей, планирование, организацию учебно-воспитательного процесса, выбор методов и средств обучения, предельно аналогичных целям и содержанию образования для интенсификации результативности обучения и воспитания учащихся.
В результате проведенного обзора выяснилось, что одной из основных проблем современной системы образования является интенсификация образовательного процесса. Таким образом, основной задачей интенсификации процесса обучения общей биологии является увеличение мотивации и целеполагания, повышение плотности учебной деятельности, развитие содержательной стороны обучения, развитие умения организации учебного процесса, формирование и интеграция новых методов и различных форм учебно-воспитательной работы.
В статье были раскрыты возможности использования технологии обучения в сотрудничестве, определены способности и знания, которые развивает данная педагогическая технология. Работа в сотрудничестве не заменяет индивидуальную работу ученика, а гармонично ее дополняет. Также технология обучения в сотрудничестве является фактором формирования творческих, ученических, коммуникативных навыков учеников.
Дополнительно ко всему перечисленному были приведены примеры того, каким образом технологию обучения в сотрудничестве легко можно интегрировать в учебный процесс. Проведение практических занятий, лабораторных работ, экскурсий по технологии обучения в сотрудничестве оказывает содействие деятельностному формированию умственных, организационных, исследователь-ских, коммуникативных навыков у учащихся, равным образом способствуя обретению индивидуально значимого смысла, поскольку темы учебных занятий основательно затрагивают задачи и вопросы современности.
Результаты обзора литературы свидетельствуют о том, что преподаватели и учащиеся во многих отношениях получают пользу от совместного обучения. Коммуникация и взаимодействие между преподавателями и учащимися имеет важное значение для успешного совместного обучения.
Следовательно, системное применение технологии обучения в сотрудничестве обеспечивает организацию процесса обучения общей биологии с четким вектором на достижение учебных целей. Данная технология способствует развитию созидательных качеств учеников, а также выработке нравственно-ценностных ориентиров учащихся.
Наши основные выводы подтверждают важность технологии обучения в сотрудничестве в интенсификации процесса обучения общей биологии. Совместное обучение помогает учащимся
ISSN 1991-3494 4. 2021
195
достичь своих целей обучения под руководством учителей. Таким образом, она предусматривает подход, направленный на улучшение всесторонних способностей учащихся.