PHILOSOPHY OF THE MODERN TEXT: THE FEATURES OF THE NARRATIVE STRUCTURE
DOI:
https://doi.org/10.32014/2021.2518-1467.193Ключевые слова:
философия, текст, нарратив, код, образ, структура, концепция.Аннотация
В статье рассматривается проблема философии текста как комплексной эпистемы современного гуманитарного дискурса. Актуализируется вопрос специфики нарративной структуры, полифонии текста в диалогическом пространстве современного литературного дискурса. Предлагается рассмотрение текста в двух аспектах: текст как автономная объект рефлексии и текст как код. Исследуются литературные практики с точки зрения выявления механизмов реализации заданной нарративной структуры и объемным дескриптивным планом текста. Продуцирование метатекста становится одной из значимых тенденций современной казахской прозы, особенно романного жанра. Особое внимание уделяется анализу ядерных концептов нарратива и их взаимодействия с другими элементами поэтики текста. Определяется, что нарративный каркас текста может формироваться линейно и алинейно. Философия текста неразрывно связана с общим нарратологическим постулатом о событийности и специфической иерархии событий, персонажей произведения. Определяется, что концептуальной задачей казахской исторической романистики выступает панорамное рассмотрение сложных историко-культурных связей древних кочевых и оседлых государств. Исследуется сочетание традиционного лиро-эпического, реалистического и постмодернисткого аспектов, взаимодействие этно- и инокультурных элементов в пределах одного текста. Такой подход детерминирует стилистику текста, углубляя его философско-мировоззренческий контент. Идея JamieE. Carroll«перехода от текста как завершенного произведения к тексту» с потенциально максимально широкой интерпретационной и коммуникативной свободой представляется продуктивной при рассмотрении философии текста, его нарративной специфики. В этом случае возможно возникновение текстов с преимущественно гибридной жанрово-стилевой природой (роман-эссе, роман-реквием, публицистический рассказ и др.).