ANTHROPOCENTRISM AS THE BASIS OF KAZAKH SOCIAL PHILOSOPHICAL IDEA
DOI:
https://doi.org/10.32014/2021.2518-1467.190Ключевые слова:
антропоцентризм, смысл жизни, национально-историческая традиция, национальная идея, идентификация, духовные основы, общечеловеческие ценности.Аннотация
В статье рассмотрена актуальная проблема современности – антропоцентризм как основа казахской социально-философской мысли. Является базовым элементом и сложным системным образованием, затрагивающим проблемное поле философии – «человек и мир». Отражение идей антропоцентризма в национальной социально-философской мысли содержит целостное отношение человека к миру, обществу, к другим людям и т.д. на основе целостного осознания. Специфику данной проблемы определяет, во-первых, ее актуальность (бытийственность); во-вторых, общечеловеческие ценности; в-третьих, национально-историческая традиция, имеющая фундаментальную основу человеческого бытия. Проблема человека является по преимуществу социально-философской проблемой, т.к. исходя из ее разрешения, можно дать человеческое измерение социальной и природной реальности, направленности социальной ориентации человека и общественных групп. Ценность антропоцентризма состоит в адекватном формировании и выявлении смысла человеческой жизни, на что были направлены усилия многих поколений философов Казахстана. Вопрос о смысле бытия человека ставился не только как вопрос духовного развития личности, но и как вопрос духовного становления нации через просвещение, нравственное самоопределение и социальную справедливость. Высшей ценностью общества являлся и является человек. И вся передовая мысль прошлого обращала свой разум, свои познания на человека и его природу, как и каким образом можно исправить сущность человека и обрести истинный смысл жизни.