UPDATING AND DEVELOPING AN ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC MECHANISM FOR THE EFFECTIVE DEVELOPMENT OF REGIONAL TOURISM
DOI:
https://doi.org/10.32014/2021.2518-1467.167Ключевые слова:
туризм, региональный туризм, экономическое развитие, эффективность, организационно-экономическая модель, система туризма, индустрия туризмаАннотация
Постиндустриальная характеристика процесса развития современной цивилизации определяет доминирующее положение в сфере услуг и информационных технологий в ряде отраслей народного хозяйства. Туризм является одной из наиболее динамичных «сервисных» отраслей. Стремительное развитие туризма в передовых странах мира в последние десятилетия объясняется, прежде всего, ростом производительности общественного труда в результате научно-технического прогресса, повышением материального благосостояния населения и улучшением качества жизни, что в конечном итоге привело к росту доли туристских услуг в структуре расходов домохозяйств. Еще один фактор развития туризма – увеличение свободного времени и рост спроса на туристические услуги.
В настоящее время экономический рост в сфере туризма в Казахстане сдерживается недостаточной информационной открытостью, ориентацией на предоставление типовых туристских услуг, что противоречит возникшим возможностям социально-экономических коммуникационных инноваций, существенно изменивших условия и возможности реализации процессов взаимодействия людей и элементов социально-экономических систем, высокому (по отношению к развитым странам) уровню дифференциации доходов населения, требующей диверсификации туристского продукта. Таким образом, важнейшим элементом, определяющим эффективность управления туристским комплексом и отдельными хозяйствующими субъектами, осуществляющими свою деятельность в данной сфере, является уровень развития системы коммуникаций.
Остаются недостаточно изученными все вопросы, содержащиеся в литературе об определении организационно-экономического механизма развития индустрии туризма, реальном внедрении инновационных подходов к развитию туризма на микроуровне, теоретических аспектах определения отдельных видов туристской активности, а также разработке методики расчета эффективности туристской деятельности.
Эмпирических исследований в данном направлении еще мало и проводятсяони на недостаточно зрелом уровне. Обращает на себя внимание чрезвычайно большое число исследуемых факторов. Объясняется это, в частности, разнородностью объектов исследования (государственный или региональный уровень). Наряду с методологическими проблемами, обусловленными недостаточным объемом исходных данных и отсутствием доказательств их корректности, затруднения вызывают и отраслевые различия. Поэтому необходимо идентифицировать ситуативные обстоятельства, которые влияют на связь между факторами успеха и фактическим успехом.
Научная новизна выполненного исследования: разработана организационно-экономическая модель повышения эффективности туристской индустрии региона.