E-TAX DEBT MANAGEMENT BASED ON RISK ASSESSMENT AND TAX DEBTORS SEGMENTATION
DOI:
https://doi.org/10.32014/2021.2518-1467.176Ключевые слова:
налогообложение, менеджмент, налоговая задолженность, риск-менеджмент, крупные налогоплательщики, малый и средний бизнес, налоговые органыАннотация
Суммы налоговой задолженности и количество должников по налогам, особенно представителей малого и среднего бизнеса, постоянно и значительно возрастают в Украине. Налоговые органы не обладают необходимыми полномочиями, чтобы действовать быстро и эффективно, используемые ими методы и инструменты устарели и не учитывают специфику поведения налогоплательщиков в, большинство процедур управления налоговой задолженностью требуют значительных затрат времени и не автоматизированы. Цель статьи - показать, как фискальные органы могут усовершенствовать администрирование налогового долга, применяя дифференцированный подход к налоговым должникам, основанный на инновационных ИT-инструментах управления. Для объяснения концепции и дизайна модели электронного управления налоговым долгом авторы использовали положения теории игр и экономико-математическое моделирование. Разработанная модель электронного налогового управления долгом предполагает последовательное применение различных стратегий в зависимости от поведения должников, а также ответственности налогоплательщиков за несвоевременные расчёты с бюджетом. Авторы предложили 5 основных стратегий управления. Первая - предполагает использование автоматизированных контакт-центров для напоминания должникам о необходимости выполнить налоговые обязательства перед бюджетом. Вторая – дополнительно к информированию включает обязательство плательщика составить график погашения налоговой задолженности. Если график не соблюдается или при наличии налоговой задолженности у налогоплательщика накапливаются новые долги, предлагается блокировать банковские счета должника для расходных операций до полного погашения долга. В качестве альтернативы или одновременно с блокировкой счетов может применяться процедура автоматического списания некоторого процента любых поступлений на счета должника в уплату долга. Третья стратегия предусматривает дополнительную меру - проведение налоговыми органами финансового анализа хозяйственной деятельности налогового должника для выявления источников погашения налоговой задолженности с постоянным пребыванием налоговых инспекторов на месте хозяйственной деятельности должника до полного погашения долга. Четвертая стратегия дополнительно к указанным выше мерам предполагает продажу имущества налогового должника и списание денег с банковских счетов. И если все предпринятые меры не привели к погашению долга, осуществляется списание налоговой задолженности с сохранением информации об отрицательной налоговой истории владельца, учредителей, менеджеров компании в течение 5 лет. В отличии от существующей практики управления, новая модель устанавливает жесткие временные рамки для налогоплательщиков для самостоятельного погашения долгов, дает больше полномочий налоговым органам и позволяет ускорить погашение налоговой задолженности за счет автоматизации процесса управления и коммуникации с должниками, а также применения более жестких мер к налогоплательщикам, которые самостоятельно не уплатили долг. Использование ИТ-инструментов для управленческих процедур дает возможность снизить влияние субъективного фактора на принятие решений, поскольку электронная система принимает решение о типе стратегии управления налоговой задолженностью на основе строгих и прозрачных критериев. Вторы также проанализировали возможные препятствия на пути практической реализации разработанной модели. Результаты исследования могут быть полезны для правительства, бизнеса и исследователей.