E-TAX DEBT MANAGEMENT BASED ON RISK ASSESSMENT AND TAX DEBTORS SEGMENTATION

Авторы

  • O.Tymchenko Киевский национальный экономический университет имени Вадима Гетьмана, Киев, Украина
  • Y.Polishchuk Киевский национальный экономический университет имени Вадима Гетьмана, Киев, Украина
  • O.Tsiupa Прикарпатский национальный университет имени Василия Стефаника, Ивано-Франковск, Украина
  • O.Sushkova Научно исследовательский институт фискальной политики, Университет государственной фискальной службы Украины, Ирпень, Украина
  • I.Osadchyi Киевский национальный экономический университет имени Вадима Гетьмана, Киев, Украина

DOI:

https://doi.org/10.32014/2021.2518-1467.176

Ключевые слова:

налогообложение, менеджмент, налоговая задолженность, риск-менеджмент, крупные налогоплательщики, малый и средний бизнес, налоговые органы

Аннотация

Суммы налоговой задолженности и количество должников по налогам, особенно представителей малого и среднего бизнеса, постоянно и значительно возрастают  в Украине. Налоговые органы не обладают необходимыми полномочиями, чтобы действовать быстро и эффективно, используемые ими методы и инструменты устарели и не учитывают специфику поведения налогоплательщиков в, большинство процедур управления налоговой задолженностью требуют значительных затрат времени и не автоматизированы. Цель статьи - показать, как фискальные органы могут усовершенствовать администрирование налогового долга, применяя дифференцированный подход к налоговым должникам, основанный на инновационных ИT-инструментах управления. Для объяснения концепции и дизайна модели электронного управления налоговым долгом авторы использовали положения теории игр и экономико-математическое моделирование. Разработанная модель электронного налогового управления долгом предполагает последовательное применение различных стратегий в зависимости от поведения должников, а также ответственности налогоплательщиков за несвоевременные расчёты с бюджетом. Авторы предложили 5 основных стратегий управления. Первая - предполагает использование автоматизированных контакт-центров для напоминания должникам о необходимости выполнить налоговые обязательства перед бюджетом. Вторая – дополнительно к информированию включает обязательство плательщика составить график погашения налоговой задолженности. Если график не соблюдается или при наличии налоговой задолженности у налогоплательщика накапливаются новые долги, предлагается блокировать банковские счета должника для расходных операций до полного погашения долга. В качестве альтернативы или одновременно с блокировкой счетов может применяться процедура автоматического списания некоторого процента любых поступлений на счета должника в уплату долга. Третья стратегия предусматривает дополнительную меру - проведение налоговыми органами финансового анализа хозяйственной деятельности налогового должника для выявления источников погашения налоговой задолженности с постоянным пребыванием налоговых инспекторов на месте хозяйственной деятельности должника до полного погашения долга. Четвертая стратегия дополнительно к указанным выше мерам предполагает продажу имущества налогового должника и списание денег с банковских счетов. И если все предпринятые меры не привели к погашению долга, осуществляется списание налоговой задолженности с сохранением информации об отрицательной налоговой истории владельца, учредителей, менеджеров компании в течение 5 лет. В отличии от существующей практики управления, новая модель устанавливает жесткие временные рамки для налогоплательщиков для самостоятельного погашения долгов, дает больше полномочий налоговым органам и позволяет ускорить погашение налоговой задолженности за счет автоматизации процесса управления и коммуникации с должниками, а также применения более жестких мер к налогоплательщикам, которые самостоятельно не уплатили долг. Использование ИТ-инструментов для управленческих процедур дает возможность снизить влияние субъективного фактора на принятие решений, поскольку электронная система принимает решение о типе стратегии управления налоговой задолженностью на основе строгих и прозрачных критериев. Вторы также проанализировали возможные препятствия на пути практической реализации разработанной модели. Результаты исследования могут быть полезны для правительства, бизнеса и исследователей.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

O.Tymchenko, Киевский национальный экономический университет имени Вадима Гетьмана, Киев, Украина

Tymchenko Olena, Doctor of Economics, Professor, Department of Finance, Kyiv National Economic University named after Vadym Hetman, Kyiv, Ukraine

Y.Polishchuk, Киевский национальный экономический университет имени Вадима Гетьмана, Киев, Украина

Polishchuk Yevheniia, Doctor of Economics, Professor, Corporate finance and controlling Department, Kyiv National Economic University named after Vadym Hetman, Kyiv, Ukraine; 

O.Tsiupa, Прикарпатский национальный университет имени Василия Стефаника, Ивано-Франковск, Украина

Tsiupa Oksana, Ph.D. in Economics,  Associate Professor, Department of Finance, Vasyl Stefanyk Precarpathian National University, Ivano-Frankivsk, Ukraine

O.Sushkova, Научно исследовательский институт фискальной политики, Университет государственной фискальной службы Украины, Ирпень, Украина

Sushkova Olena, Ph.D. in Economics,  Associate Professor, Department of Customs, Leading Researcher of the Department of Tax and Customs Audit, Research Institute of Fiscal Policy, University of State Fiscal Service of Ukraine, Irpin, Ukraine

I.Osadchyi , Киевский национальный экономический университет имени Вадима Гетьмана, Киев, Украина

Ievgenii Osadchyi, Ph.D. in Economics,  Associate Professor, Research Institute of Economic Development, Kyiv National Economic University named after Vadym Hetman, Kyiv, Ukraine

Загрузки

Опубликован

2021-10-15

Как цитировать

O.Tymchenko, Y.Polishchuk, O.Tsiupa, O.Sushkova, & I.Osadchyi. (2021). E-TAX DEBT MANAGEMENT BASED ON RISK ASSESSMENT AND TAX DEBTORS SEGMENTATION . «Вестник НАН РК», (5), 136–145. https://doi.org/10.32014/2021.2518-1467.176

Выпуск

Раздел

ЭКОНОМИКА