PRINCIPLES AND FORMS OF CONTROL FUNCTIONS OF PARLIAMENT
DOI:
https://doi.org/10.32014/2021.2518-1467.144Ключевые слова:
Республика Кыргызстан, Жогурку Кенеша, теория, государство, принцип, функции, право, законодательство, исполнительная власть, парламентаризм, парламентский контрольАннотация
в статье проанализированы с применением нормативного и системного методов, а также анализа и синтеза, положения Конституции Кыргызской Республики, Конституционного Закона Кыргызской Республики «О Правительстве Кыргызской Республики», Закона Кыргызской Республики «О порядке осуществления контрольных функций Жогорку Кенешем Кыргызской Республики», Закона Кыргызской Республики «О Регламенте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики», Закона Кыргызской Республики «О статусе депутата Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» и трудов ученых-юристов.
По мнению автора, реализация целей парламентского контроля обеспечивается их системным действием принципов, которые представляют собой правила поведения наиболее общего характера и эти принципы в полной мере способствуют выполнению главного предназначения данной разновидности контроля.
Автор статьи полагает, что принцип законности парламентского контроля является одним из основополагающих и заложен в качестве основы функций народного представительства, а также реализует двойственную функцию: с одной стороны, контроль осуществляемый со стороны законодательного органа направлен на мониторинг и проверку исполнения закона, с другой – принцип обеспечивает соблюдение всех соответствующих норм проведения контрольных мероприятий.
В публикации исследуется вывод о том, что независимость включает в себя самостоятельность и автономность, позволяющие всеобъемлюще и беспристрастно рассматривать соответствующие вопросы. Является недопустимым оказание влияния на субъектов, осуществляющих парламентский контроль, и их подчиненность. Субъект контроля должен обладать инициативой, которая на данный момент может на самом деле отсутствовать в условиях жесткой партийной дисциплины. Однако эта инициатива и самостоятельность предполагает несвязанность внутри парламентских официальных групп или депутатов, а речь идет о самостоятельности Парламента – в целом при проведении мониторинга исполнения законов.
Автором в статье рассматриваются в рамках изучения парламентского контроля институт постановки вопроса о доверии Правительству Кыргызской Республики, который позволяет заручиться дополнительной поддержкой общих инициатив данного органа и выражение недоверия Правительству Кыргызской Республики представляет собой одну из форм парламентского контроля, которая осуществляется исключительно при представлении Премьер-Министром ежегодного отчета. Регулирование данных вопросов, учитывая исключительную ответственность Правительства перед Жогрку Кенешом, предусматривают ограничительные нормы порядка выражения недоверия Правительству.