Это устаревшая версия, которая была опубликована 2021-08-26. Прочтите самую последнюю версию.

INFLUENCE OF SMALL AND MEDIUM ENTREPRENEURSHIP ON THE SOCIO-ECONOMIC POTENTIAL OF THE REGION

Авторы

  • Жакупов Е.К Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева
  • Бержанова А.М. Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева, Нур-Султан, Казахстан

DOI:

https://doi.org/10.32014/2021.2518-1467.134

Аннотация

Аннотация: малое и среднее предпринимательство объективно ведет свою деятельность и прогрессирует как более или менее самостоятельная отрасль нынешней рыночной экономики. МСП имеет немаловажную социально-экономическую роль, ведь оно поддерживает как социальную, так и политическую устойчивость, формирует рациональную структуры экономики, содействует ослаблению влияния структурных изменений, наиболее оперативно приспосабливается к изменениям потребностей того или иного рынка, содействует развитию регионов страны, обеспечивает рост доходной части бюджетов всех уровней, создает и применяет инженерные, промышленные, а также управленческие новшества. Благодаря малому и среднему бизнесу появляются новые рабочие места, которые повышают экономическую активность населения, а это необходимо для развития экономики Казахстана. Появление новых вакансий обеспечивается за счет образования новых субъектов МСП, а не за счет компаний, относящихся к крупному предпринимательству. Пропорция разных категорий трудящихся в малом и среднем бизнесе РК выражена наибольшим количеством постоянно занятых работников, то есть МСП почти не применяет такой способ увеличения результативности деятельности, как вторичная занятость.

                Малый и средний бизнес создает предпосылки для ускоренного экономического роста, выступает в качестве важного механизма диверсификации реального сектора экономики, а также инструмента в части решения существующих социальных проблем общества. В то же время проводимая органами государственной власти и управления политика в отношении МСП зачастую носит несистемный характер и отличается недостаточно высокой степенью эффективности. Одной из причин сложившейся ситуации является то, что при формировании политики не учитывается влияние малого и среднего бизнеса в экономике регионов.

                Современный этап развития предпринимательства характеризуется нестабильной динамикой и структурой, отрицательно влияющей на рост экономики Казахстана. При этом государство решение целого ряда социально-экономических задач неразрывно связывает с развитием данного сектора экономики. Основным параметром успешного развития страны выступает постоянно увеличивающийся объем валового национального продукта. Устойчивость и эффективность экономики обеспечивается, главным образом, уровнем развития предпринимательства, конкурентоспособностью товаров и услуг на мировом и внутреннем рынке. Для решения проблем устойчивого экономического роста необходим ряд инновационных методов и инструментов, оказывающих эффективное влияние на развитие малого и среднего предпринимательства. Что в свою очередь положительно отразится на устранении структурных перекосов, создании рациональной экономики, насыщении рынка товарами и услугами, пополнении местных бюджетов, обеспечении занятости населения и, в конечном счете, на повышении уровня и качества жизни населения

                Статья посвящена формированию методики оценки влияния малого и среднего предпринимательства на экономический потенциал региона. Рассматривается вопрос состояния и развития малого и среднего предпринимательства в стране. Представлены различные методические подходы к оценке экономического потенциала. Проводится его разделение на отдельные элементы с последующим выделением роли предприятий малого и среднего бизнеса.

                При разработке методики оценки влияния малого и среднего предпринимательства на экономический потенциал региона предлагается выделять основные структурные элементы, на которые оказывает непосредственное влияние этот сектор. Данные элементы можно интерпретировать через пять агрегированных показателей, каждый из которых включает ряд частных показателей, характеризующих развитие сектора малого и среднего предпринимательства в регионе.

                Предлагаемая методика способствует выявлению наиболее эффективных форм и видов малого и среднего предпринимательства по отдельным сферам хозяйствования, что позволяет выделить центры развития в виде результативных субъектов, через поддержку которых возможно повышение эффективности функционирования всего сегмента малого и среднего бизнеса.

                Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, социально-экономическое развитие, регион, методология, экономика.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Жакупов Е.К, Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева

Zhakupov Yerlan Ph.D student, L.N. Gumilyov Eurasian National University, Nur-Sultan, Kazakhstan, zhakupov0123@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-1550-4063

Бержанова А.М., Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева, Нур-Султан, Казахстан

Berzhanova Aigul candidate of economic sciences, associate professor, L.N. Gumilyov Eurasian National University, Nur-Sultan, Kazakhstan, aigul_berjanova@list.ru, https://orcid.org/0000-0003-2688-5188

Загрузки

Опубликован

2021-08-15 — Обновлена 2021-08-26

Версии

Как цитировать

Zhakupov Y., & Berzhanova A. (2021). INFLUENCE OF SMALL AND MEDIUM ENTREPRENEURSHIP ON THE SOCIO-ECONOMIC POTENTIAL OF THE REGION. «Вестник НАН РК», 1(4), 50–58. https://doi.org/10.32014/2021.2518-1467.134 (Original work published 15 август 2021 г.)