THEORETICAL AND LEGAL FOUNDATIONS OF THE GENESIS OF THE GENDER MOVEMENT AND FEATURES OF THE FORMATION OF THE THEORY OF FEMINISM
DOI:
https://doi.org/10.32014/2021.2518-1467.147Аннотация
После обретения суверенитета в Республике Казахстан уделяется пристальное внимание проблеме обеспечения прав женщин. И это не случайно. Происходящие процессы демократизации общества, социо-культурные и политические преобразования в странах СНГ создали как новые возможности, так и определенные препятствия на пути достижения гендерного равенства. С точки зрения международного права, гендерная политика представляет определенный интерес, как теория равенства полов, лежащая в основе движения женщин за освобождение. Уже в конце 70-х гг. ХХ века феминистические движения в цивилизованных странах Европы приобрели массовый характер. Феминизм, вдохновляемый социалистическими идеалами, основной целью провозглашает борьбу со всеми формами эксплуатации, в том числе с эксплуатацией женщин, понимаемой в широком плане. Сейчас важным и необходимым условием построения демократического правового государства является формирование и развитие устойчивого неправительственного сектора, который позволит обеспечить, наряду с государственными органами, свободное и реальное участие граждан в принятии решений и управлении социальными процессами, тем самым укрепляя гражданское общество. Аксиомой является особая роль женских неправительственных организаций в развитии гражданского общества; сегодня они являются реальной общественной силой, способной влиять на правовую политику нашей страны. В связи с этим необходима прочная международно-правовая база, стабильное законодательство, позволяющее женским организациям самостоятельно развиваться и участвовать в политической жизни государства, общества и мировом сообществе. Мы в данной статье, с точки зрения международного права, постараемся раскрыть процесс становления и развития женского движения в Казахстане. Отметим, что многовековые культурно-религиозные традиции, обычаи, нравы, бытовые условия, сложившиеся в нашей стране, несущие яркие элементы кочевой цивилизации казахов, резко отличаются от западных условий жизни, наложили свой отпечаток на формирование движения женщин в борьбе за свои права и свободы. Отметим, что общее наследие, оставленное после развала СССР, равные «стартовые» возможности для развития международного права и правовой системы, тем не менее, при проведении гендерной политики каждое из государств СНГ шло своим путем, определяя приоритетными для себя те или иные аспекты гендерного развития. Обобщенный нами опыт феминистского движения в мире наглядно показывает нам, что «женский вопрос» окончательно еще не решен. Мы рассмотрим более подробно особенности становления теорий феминизма. Состоявшаяся история феминизма, т.е. история борьбы женщин за свои гражданские, социальные и политические права, почти неизвестна большинству людей. Лишь в конце ХХ- начале ХХI века феминизм стал предметом общественных дискуссий и научных исследований. Сформулировать дефиницию феминизма, учитывая многообразие и непрерывное развитие этого явления, достаточно сложно. Как идеология равноправия, феминизм имеет долгую историю. В настоящее время существует несколько точек зрения о том, когда появился феминизм. Некоторые исследователи полагают, что «феминизм, как стремление женщины освободиться от опеки мужчины и заставить его считаться со своими личными качествами, существовал всегда». К сожалению, сейчас было бы несколько некорректно рассуждать о феминизме, как некой монолитной идеологии (если феминизм вообще был единым когда-либо). По меньшей мере, четыре различных направления в феминизме- либеральное, марксистское, радикальное, социалистическое- предлагают свои концепции причин и механизмов угнетения женщин, свои теории решения женского вопроса, как вопроса глобального. Укажем лишь на некоторые принципиальные отличия. Радикальный феминизм утверждает, что угнетение женщин - это результат функционирования патриархата, т.е. такой системы доминирования, в которой мужчины, как социальная группа, имеют власть над женщинами, как группой. Некоторые ученые (А.В. Бородина, Д.Ю. Бородин) определяют «матриархат, как зеркальное отражение патриархата. Противоположность предполагает симметрию антонима, отражение явления с противоположным знаком, обратную сторону медали». Однако в марксистском феминистическом анализе основным источником угнетения выступает капитализм. Доминирование мужчин в обществе рассматривается при этом, как прямое следствие доминирования капитала над трудом. Либеральный феминизм, в отличие от радикального и марксистского, не считает, что система- патриархат или капитализм- определяет угнетение женщин. А либеральный феминизм видит проблему в мужских предрассудках относительно женского равноправия, «законсервированных» в праве и выражающихся в исключении женщин из конкретных сфер жизни. Социалистический феминизм, который иногда отождествляют в литературе с «теорией двойственной системы» (выражение Сильвии Уолби), связывает вместе марксистский и радикальный феминистический анализ полового неравноправия в обществе; тогда получается, что угнетение женщин- это результат комплексного взаимодействия патриархата и капитализма.
Скачивания
Загрузки
Опубликован
Версии
- 2021-08-15 (3)
- 2021-08-26 (2)
- 2021-08-15 (1)