РОЛЬ ПЛАСТИЧЕСКИХ СИМВОЛОВ В ДРАМАТИЧЕСКОМ СПЕКТАКЛЕ (К ОПЫТУ СРАВНИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА)
Ключевые слова:
символизм, пластические символы, драматический спектакль, казахстанское теат-ральное искусство, Э. Някрошус, Д. Жумабаева.Аннотация
В современной режиссуре драматического театра существует тенденция к переложению литературных или словесных идиом на язык сцены. В пространстве сцены обыденные, привычные в обиходе выражения воссоздаются в буквальном смысле, а считываются уже в переносном. Режиссеры драматических театров стремятся наделить ассоциативные характеристики тех или иных событий и ситуаций символи-ческими значениями. Театр уже достаточно давно использует в своем арсенале художественных средств пластику и/или танец для символизации художественных образов. Визуально-акустические формы сцени-ческого действия дают возможность проследить процесс трансформации видимых объектов в сознании зри-теля до их проекции в область подсознания. Символ, выраженный пластическим языком и сосредоточенный на выявлении внутренних эмоциональных процессов, которые обычно в драматическом спектакле резюми-руются словом, можно назвать основной типологической характеристикой вплетения пластики и танца в полотно сценического действия. Авторами статьи предлагается попытка осмысления и сравнительного анализа работ «Отелло» литовского режиссера Э. Някрошуса и «Плаха» казахстанского режиссера Д. Жума-баевой, где через призму многоэпизодности, открытой игры и физического действия актеров выявляется роль пластических символов в формировании особой смысловой структуры спектакля.