КАЗАХСКОЕ ОБЩЕСТВО СКВОЗЬ ПРИЗМУ ПРОИЗВЕДЕНИЙ МАШХУР ЖУСУПА КОПЕЕВА
DOI:
https://doi.org/10.32014/2025.2518-1467.955Ключевые слова:
Мәшһүр Жүсіп Көпеев, казахское общество, исламские институты, постколониальный дискурс, шежіре (генеалогия), духовная культура, герменевтика, религия и традиции, казахская интеллигенция, историческая память.Аннотация
В представленной статье рассматривается казахское общество конца XIX — начала XX века сквозь призму литературного, философского и публицистического наследия Мәшһүр Жүсіпа Көпеева — выдающегося представителя казахской духовной культуры. Актуальность исследования определяется необходимостью переосмысления историко-культурного вклада Көпеева в контексте постколониального подхода и глубокого анализа трансформационных процессов в традиционном казахском обществе. В условиях имперской модернизации, давления со стороны российской административной системы и одновременного усиления исламских институтов, Мәшһүр Жүсіп стал не только свидетелем, но и активным интерпретатором этих перемен.
Цель исследования — выявить, каким образом в трудах Көпеева отражены ключевые социальные, религиозные и культурные изменения, а также как сам автор осмысливал влияние этих процессов на идентичность и устойчивость казахского общества. Основные задачи статьи заключаются в следующем: проанализировать биографию и духовный путь Мәшһүр Жүсіпа как источника личного опыта и исторической памяти; исследовать религиозные и философские измерения его текстов; рассмотреть способы репрезентации социальной структуры и традиционных ценностей; проследить роль исламских институтов в общественной жизни степных казахов.
В центре внимания находятся такие темы, как исламизация и адаптация религии в условиях кочевого образа жизни, соотношение светского и религиозного знания, традиция шежире как способ сохранения исторического сознания, а также взаимодействие между казахской знатью и религиозными структурами. Особое внимание уделяется методологии герменевтического анализа, которая позволяет раскрыть скрытые смыслы в текстах Көпеева и показать, каким образом его наследие отражает ментальные и культурные ориентиры эпохи.