ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО И СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗОВ
DOI:
https://doi.org/10.32014/2025.2518-1467.966Ключевые слова:
эмоциональный интеллект, социальный интеллект, эмоциональная компетентность, эмпатия, распознавание эмоций, управление эмоциямиАннотация
Особое внимание в статье уделяется формированию профессионально значимых характеристик будущих педагогических специалистов в образовательном процессе высшей школы на современном этапе.
Учебный процесс в вузе является одним из этапов профессионального становления личности, на котором осваивается новая социальная роль, система теоретических знаний, практических навыков, формируется отношение к будущей профессиональной деятельности.
Современные исследования показывают, что одной из профессионально значимых характеристик, влияющих на профессиональное становление личности в образовательном процессе вуза, является уровень эмоционального и социального интеллекта, позволяющий эффективно решать проблемы, возникающие в процессе межличностного взаимодействия. Эти типы интеллекта обычно рассматриваются в рамках общих проблем теории интеллекта, но в процессе профессионального образования аспект формирования и развития интеллекта остается недостаточно развитым.
В научных исследованиях последнего десятилетия эмоциональный и социальный интеллект рассматривается как фактор, определяющий успешность реализации профессиональных функций педагога.
Социальный и эмоциональный интеллект — это семантически близкие, синонимичные понятия, которые включают понимание и ориентацию в социальных взаимодействиях, но социальный интеллект – это межличностный, а эмоциональный интеллект- внутриличностный, ориентированный на навыки, связанные с определением своих внутренних эмоций и чувств.
Эмоциональный и социальный интеллект профессионально важен для людей, выполняющих функции в области субъект-субъектного взаимодействия. Особое значение она приобретает в деятельности социальных педагогов.
Вопросы о понятии эмоционального интеллекта, его влиянии на эффективность построения образовательного процесса и долгосрочных результатах повышения его уровня, несмотря на то, что посвящены многочисленным научным исследованиям специалистов из разных стран, до сих пор до конца не изучены. А уровень развития эмоционального интеллекта во многом определяет содержание, характер и результативность профессиональной деятельности социальных педагогов.
Основной целью данного исследования является анализ уровня эмоциональной компетентности будущих социальных педагогов до и после тренинга по ее повышению. Для проведения тренинга была выбрана методика Н. Холла. Результатом исследования является сравнительный анализ статистики экспериментальной группы по нескольким аспектам: эмоциональная осведомленность, способность управлять эмоциями, самомотивация, сочувствие, распознавание эмоций. По каждому из перечисленных аспектов выявлено значительное увеличение показателей всех участников. Полученные результаты важны для дальнейшего изучения понятия эмоционального интеллекта и его роли в построении процесса обучения. Статистические данные могут служить убедительным подтверждением необходимости повышения уровня эмоциональной компетентности будущих социальных педагогов.