ПРЕДМЕТНО-ЯЗЫКОВАЯ ИНТЕГРАЦИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ПЛЮРИЛИНГВАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Авторы

  • Мырзалиева С. PhD докторант, Казахский национальный университет имени аль-Фараби, Алматы, Казахстан
  • Мизанбеков С. к.п.н., ассоциированный профессор, Казахский национальный университет имени аль-Фараби, Алматы, Казахстан
  • Ломова Е. к.ф.н., ассоциированный профессор, Казахский национальный педагогический университет имени Абая, Алматы, Казахстан

DOI:

https://doi.org/10.32014/2025.2518-1467.958

Ключевые слова:

предметно-языковая интеграция CLIL, плюрилингвизм, плюрилингвальное обучение, плюрикультуризм. плюриграмотность, технология критического мышления, лингвистика, проблемное обучение

Аннотация

В условиях стремительной глобализации современного мира, когда расширяются границы профессионального общения и возрастает потребность в межкультурном обмене профессионально значимой информацией, перед высшим профессиональным образованием стоит задача подготовки специалистов, обладающих многогранным спектром межпредметных компетенций, готовых к успешному участию в разноплановых сферах профессионального общения на международном уровне. В этих реалиях особую актуальность приобретает поиск новых, эффективных путей профессионально ориентированного обучения иностранному языку. Ответом лингводидактики на эти вызовы стала методическая модель предметно-языкового интегрированного обучения (Content and Language Integrated Learning – CLIL), имеющая большую популярность в европейской системе языкового образования разного уровня – от школы до вуза. Данная статья посвящена взаимодействию двух современных направлений в лингводидактике: предметно-языковой интеграции и явлению плюрилингвизма. Целью работы является показать как меняются со временем взгляды исследователей на основы и принципы предметно-языкового интегрированного обучения и предложить возможный вектор развития данного подхода за счет внедрения новой компетенции – плюгриграмотности. Автор дает краткую характеристику существующим принципам предметно-языковой интеграции – 4С, а также сравнивает этот подход с альтернативным подходом, формирующим плюриграмотность обучающихся в процессе интегрированного обучения. В заключении автор приходит к выводу, что переход от раздельного восприятия четырех компонентов предметно-языковой интеграции к целостному пониманию плюриграмотности может стать новым витком во внедрении и популяризации интегрированного обучения.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Загрузки

Опубликован

2025-06-20

Как цитировать

Myrzaliyeva, S., Mizanbekov, S., & Lomova, E. (2025). ПРЕДМЕТНО-ЯЗЫКОВАЯ ИНТЕГРАЦИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ПЛЮРИЛИНГВАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ. «Вестник НАН РК», 415(3), 162–178. https://doi.org/10.32014/2025.2518-1467.958