LINGUOECOLOGY OF TEACHER’S SPEECH
-
DOI:
https://doi.org/10.32014/2022.2518-1467.370Ключевые слова:
языковая среда, экология языка, лингвоэкологическая компетенция, языковая агрессия, педагогические отношения, оценочные словаАннотация
В статье проанализирована лингвоэкология речи педагога в современном образовании. Язык – главное оружие учителя. Очень важно наличие здоровой языковой среды в отношениях «педагог - обущающийся», в результате чего сохраняется физическое и психическое здоровье обучающихся. Для этого каждый педагог должен обладать лингвоэкологической компетенцией. В статье даны разъяснения основных понятий как лингвоэкологическая компетентность, неэкологичная коммуникация, языковая агрессия.
Проанализированы научные выводы, касающиеся взаимоотношений педагога и обучающегося, определены ценностные принципы, определяющие дискурсивную деятельность педагога, которые описаны индивидуально.
Важную роль в отношении «Педагог и студент» выполняет оценочная лексика. Правильно примененное в работе с обучающимися оценочные слова приводит к эффективности обучения, а неправильное – к нарушению психологического климата. Поэтому по результатам анкетирования среди обучающихся был проведен анализ оценочных слов, используемых педагогами.
Приведены примеры проявления языковой агрессии в отношениях «педагог - студент», рассмотрены ее последствия. Кроме того, предложены меры по предотвращению разногласий и языковой агрессии в отношениях «педагог - студент». В частности, использование оценочных слов в соответствии с ситуацией, частое использование мотивирующих слов, обращение внимания на тон голоса; учет жестикуляции; запрет на сравнение обучающихся с другими студентами и на использование грубых слов. При общении преподаватель должен сохранять здоровую языковую среду, не попирать нравственные чувства участников, не нарушать социальные, морально-этические принципы. В результате создаются благоприятные условия в обучении, повышается эффективность образования, что способствует духовно-интеллектуальному, творческому развитию обучающихся.
Статья написана в рамках проекта АР08053050 – «Формирование лингвоэкологической модели образования в Республике Казахстан: теория и практика».