PSYCHOTHERAPEUTIC RELATIONS IN INCLUSIVE PSYCHOLOGICAL COUNSELING

Авторы

  • Mariam Arpentieva Центр "Содействие"
  • Valeeva Galina
  • Stepanova Galina
  • Krasnoshchechenko Irina
  • Podolskaya Inga
  • Spizhenkova Maria
  • Kirichkova Margarita

DOI:

https://doi.org/10.32014/2022.2518-1467.272

Ключевые слова:

inclusive dialogue, disability, special needs, psychotherapy, psychological counseling, inclusive education

Аннотация

Психологическое консультирование в инклюзивной практике - это вариант консалтинговой психологии и психотерапии. Он представляет собой непосредственную работу с человеком, направленную на решение межличностных и внутриличностных, образовательных и рабочих / профессиональных человеческих проблем посредством консультативной / психотерапевтической беседы. Консультирование и психотерапия в инклюзивной практике приобретают особый вид и представляют собой особый способ организации межличностного взаимодействия в диалогической форме. Психолог неотделим от собеседника, поэтому исследования консультирования и психотерапии в инклюзивной практике тесно связаны и предполагают необходимость изучения специфики межличностных отношений психолога с клиентом, как в сравнении с обычными формами инклюзивного взаимодействия, и в других формах профессионального общения (педагогическом, медицинском и др.). Цель исследования - изучить психотерапевтические отношения в инклюзивном психологическом консультировании. Теоретический метод исследования - теоретическое исследование психотерапевтических отношений в инклюзивном психологическом консультировании. Весьма интересным является разработка проблем взаимопонимания психолога и клиента в инклюзивном и иных видах практик консультирования и психотерапии. В работах М.Р. Арпентьевой, Ф.Е. Василюка, С.А. Белорусова, Г.А. Ковалева, А.Ф, Копьева, Б.М. Мастерова, А.Б. Орлова, Т.А. Флоренской, А.У. Хараша, и многих других отечественные ученых, показавших, что существует несколько основных путей построения консультативно-психотерапевтического диалога и взаимопонимания, связанных с организацией совместного исследования (рефлексией) происходящего в жизни клиента внутри и вне консультативно-психотерапевтической ситуации. Разные стратегии (объясняющая, интерпретирующая и диалогизирующая) и компоненты (самопонимание, понимание другого, понимание ситуации) понимания являются более или менее характерными для того или иного человека, клиента, консультанта, супервизора, их окружения. Использование разных стратегий и обращение к разным компонентам приводит к уникальному рисунку взаимоотношений людей. В инклюзивной практике очевидно значимыми и определяющими успех работы становятся аспекты "смыслового обмена": консультант и клиент привлекают внимание друг друга к областям понимания, свойственным им и важным для полноценного осмысления происходящего. Очень часто для клиента остается закрытой та или иная сфера реальности: он не понимает ее потому, что никогда не исследовал в результате того, что эта сфера была "под запретом", игнорировалась членами его семьи и иным окружением или просто не знал о ней. Консультант расширяет и углубляет понимание клиента, вводя новые смысле или новые "голоса" в диалог. Клиент, обогащая свой мир новыми смыслами, получает возможность более успешного совладания и подчас исцеления. Консультативно-психотерапевтический диалог в инклюзивной практике - одно из условий ее успешности. Паритетность отношений наряду с чуткостью выбора индивидуализированной, персонализированной и конкретной модели взаимодействия обеспечивают развивающий, а не только компенсаторный характер работы со специалистом и самого человека с ограниченными возможностями и членов его семьи, и иных участников его жизни в разных инклюзивных контекстах и ситуациях. Важным моментом работы с людьми с ограниченными возможностями и их семьями является учет технологических особенностей работы и особую значимость ценностно-смысловых аспектов: диалог "сглаживает" и разрешает проблемы, недоступные традиционной "экспертно-диагностической", бюрократизированным медицинской или социальной моделям. Психолог как проводник и фасилитатор, как собеседник, создает условияя для диалога, приглашение, на которое клиент может откликнуться, если нуждается в диалоге и помощи и ощущает, что такую помощь получить может. Но даже в состоянии неверия и отчаяния диалг помогает наладить внутренние связи, а, вслед за этим, и увеличить внешние возможности, снять первичные и вторичные ограничения жизнедеятельности человека с инвалидностью и/или его близких. Среди ведущих умений и знаний специалиста нужно указать умения безоценочного понимания, безусловного принятия или "горизонтальности", аутентичности как искренности и соответствия внутренней сути или транспарентности, конгруэнтности как гармонии с внешним миром, конкретности как предметности, обращенности и персонифицированности, осознанности / рефлексивности. Все эти умения помогают специалисту "фрустрировать" повседневные тенденции к изоляции, защитам от развития, блокадам опыта и навязчивым монологам.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Загрузки

Опубликован

2022-04-29

Как цитировать

Arpentieva, M., Galina, V. ., Galina, S., Irina, K. ., Inga, P., Maria, S., & Margarita, K. (2022). PSYCHOTHERAPEUTIC RELATIONS IN INCLUSIVE PSYCHOLOGICAL COUNSELING. Научный журнал «Вестник НАН РК», (2), 65–90. https://doi.org/10.32014/2022.2518-1467.272

Выпуск

Раздел

ПЕДАГОГИКА