INDUSTRY CLUSTER ECONOMY (ON THE EXAMPLE OF TOURISM)
DOI:
https://doi.org/10.32014/2021.2518-1467.172Ключевые слова:
кластер, экономика, туризм, турист, конкурентоспособность, услуга, продукт, цепьАннотация
Цель исследования – изучение кластерной организации хозяйствования на примере туризма в контексте проблемы создания экономики отраслевого кластера. Метод исследования - методологический анализ проблемы создания кластеров в казахстанском туризме в контексте проблем его организации и индивидуализации. Современный туризм стал одной из сфер национальной экономики и традиционного бизнеса. Туризм оказывает влияние на развитие национальной экономики, обеспечивая занятость населения, дополнительные рабочие места. В отраслевой структуре национальной экономики туризм обладает сильным мультипликационным эффектом. Туризм влияет на развитие транспорта, индустрии гостеприимства, общественного питания, национальных ремесел.
Расширяя сферы приложения труда населения туризм вносит вклад в решение социальных проблем общества, повышение уровня жизни народа, качества человеческого потенциала. От развития туризма экономика страны может получить не только эти положительные эффекты. Но и эффект притока иностранной валюты и тем самым положительное влияние на платежный баланс и совокупный экспорт страны. В Казахстане для развития туризма имеется разнообразная сырьевая база. Сырьевая база туризма представлена туристско-рекреационными ресурсами.Развитие туризма и вклад в ВНП Казахстана характеризуется низким уровнем. В настоящее время негативное влияние оказывает внешний фактор – COVID -19. Введение санитарного карантина в мировом масштабе, закрытие национальных границ привело к стагнации как внешних, так и внутренних туристских потоков. В результате туристская отрасль находится в кризисе.
Конкурентоспособности казахстанского туризма способствует создание кластеров. Роль кластеров заключается в развитии партнерства между государством, бизнесом. В Концепция развития туристской отрасли Республики Казахстан до 2023 года предполагается создание шести культурно-туристских кластеров: "Астана - сердце Евразии", "Алматы – свободная культурная зона Казахстана", " Жемчужина Алтая ", "Возрождение Великого Шелкового пути " , "Каспийские ворота" , "Единство природы и кочевой культуры".
Построение кластера связано не с простым сложением производств и услуг. В туристском кластере создается своя Экономика, имеющая межотраслевой характер проектирования продуктов, подготовку производства новых продуктов.