INDUSTRY CLUSTER ECONOMY (ON THE EXAMPLE OF TOURISM)

Авторы

  • Ramazanov А. Алматинский технологический университет, Алматы, Қазақстан
  • Abdrash A. Алматинский технологический университет, Алматы, Қазақстан
  • Chitanova S. Казахский университет международных отношений и мировых языков имени Абылай хана, Алматы, Қазақстан

DOI:

https://doi.org/10.32014/2021.2518-1467.172

Ключевые слова:

кластер, экономика, туризм, турист, конкурентоспособность, услуга, продукт, цепь

Аннотация

Цель исследования – изучение  кластерной организации хозяйствования на примере туризма в контексте проблемы создания экономики отраслевого кластера. Метод исследования - методологический анализ проблемы создания кластеров в казахстанском туризме в контексте проблем его организации и индивидуализации. Современный туризм стал одной из сфер национальной экономики и традиционного бизнеса. Туризм оказывает влияние на развитие национальной экономики, обеспечивая занятость населения, дополнительные рабочие места.  В отраслевой структуре национальной экономики туризм обладает  сильным мультипликационным эффектом. Туризм влияет на развитие транспорта, индустрии гостеприимства, общественного  питания, национальных ремесел.

Расширяя сферы приложения труда населения туризм вносит вклад в решение социальных проблем общества, повышение уровня жизни народа,  качества человеческого потенциала. От развития туризма экономика страны может получить не только эти положительные эффекты. Но и эффект притока иностранной валюты и тем самым положительное влияние на платежный баланс и совокупный экспорт страны. В Казахстане для развития туризма имеется разнообразная сырьевая база. Сырьевая база туризма представлена туристско-рекреационными ресурсами.

Развитие туризма и вклад в ВНП Казахстана характеризуется низким уровнем. В настоящее время негативное влияние оказывает внешний фактор – COVID -19. Введение санитарного карантина в мировом масштабе, закрытие национальных границ привело к стагнации как внешних, так и внутренних туристских потоков. В результате туристская отрасль находится в кризисе.

 Конкурентоспособности казахстанского туризма способствует создание кластеров. Роль кластеров заключается в развитии партнерства между государством, бизнесом. В Концепция развития туристской отрасли Республики Казахстан до 2023 года предполагается создание шести культурно-туристских кластеров: "Астана - сердце Евразии", "Алматы – свободная культурная зона Казахстана",  " Жемчужина Алтая ", "Возрождение Великого Шелкового пути " , "Каспийские ворота" , "Единство природы и кочевой культуры". 

Построение кластера связано не с простым сложением производств и услуг. В туристском кластере создается своя Экономика, имеющая межотраслевой характер проектирования продуктов, подготовку производства новых продуктов. 

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Ramazanov А., Алматинский технологический университет, Алматы, Қазақстан

Ramazanov Altay Abdrakhmanovich – Professor, Doctor of Economics, Almaty Technological University, Almaty, Kazakhstan

Abdrash A., Алматинский технологический университет, Алматы, Қазақстан

Abdrash Ainur Mukhtarkyzy – Master, Almaty Technological University, Almaty, Kazakhstan

Chitanova S., Казахский университет международных отношений и мировых языков имени Абылай хана, Алматы, Қазақстан

Chitanova Sandugash Oksikbaevna – c.e.s., associate professor, Kazakh University of International Relations and World Languages named after Abylay Khan, Almaty, Kazakhstan

Загрузки

Опубликован

2021-10-15

Как цитировать

Ramazanov А., Abdrash A., & Chitanova S. (2021). INDUSTRY CLUSTER ECONOMY (ON THE EXAMPLE OF TOURISM). Научный журнал «Вестник НАН РК», (5), 100–107. https://doi.org/10.32014/2021.2518-1467.172

Выпуск

Раздел

ЭКОНОМИКА