INDUSTRY CLUSTER ECONOMY (ON THE EXAMPLE OF TOURISM)

Авторы

  • Ramazanov А. Алматинский технологический университет, Алматы, Қазақстан
  • Abdrash A. Алматинский технологический университет, Алматы, Қазақстан
  • Chitanova S. Казахский университет международных отношений и мировых языков имени Абылай хана, Алматы, Қазақстан

DOI:

https://doi.org/10.32014/2021.2518-1467.172

Ключевые слова:

кластер, экономика, туризм, турист, конкурентоспособность, услуга, продукт, цепь

Аннотация

Цель исследования – изучение  кластерной организации хозяйствования на примере туризма в контексте проблемы создания экономики отраслевого кластера. Метод исследования - методологический анализ проблемы создания кластеров в казахстанском туризме в контексте проблем его организации и индивидуализации. Современный туризм стал одной из сфер национальной экономики и традиционного бизнеса. Туризм оказывает влияние на развитие национальной экономики, обеспечивая занятость населения, дополнительные рабочие места.  В отраслевой структуре национальной экономики туризм обладает  сильным мультипликационным эффектом. Туризм влияет на развитие транспорта, индустрии гостеприимства, общественного  питания, национальных ремесел.

Расширяя сферы приложения труда населения туризм вносит вклад в решение социальных проблем общества, повышение уровня жизни народа,  качества человеческого потенциала. От развития туризма экономика страны может получить не только эти положительные эффекты. Но и эффект притока иностранной валюты и тем самым положительное влияние на платежный баланс и совокупный экспорт страны. В Казахстане для развития туризма имеется разнообразная сырьевая база. Сырьевая база туризма представлена туристско-рекреационными ресурсами.

Развитие туризма и вклад в ВНП Казахстана характеризуется низким уровнем. В настоящее время негативное влияние оказывает внешний фактор – COVID -19. Введение санитарного карантина в мировом масштабе, закрытие национальных границ привело к стагнации как внешних, так и внутренних туристских потоков. В результате туристская отрасль находится в кризисе.

 Конкурентоспособности казахстанского туризма способствует создание кластеров. Роль кластеров заключается в развитии партнерства между государством, бизнесом. В Концепция развития туристской отрасли Республики Казахстан до 2023 года предполагается создание шести культурно-туристских кластеров: "Астана - сердце Евразии", "Алматы – свободная культурная зона Казахстана",  " Жемчужина Алтая ", "Возрождение Великого Шелкового пути " , "Каспийские ворота" , "Единство природы и кочевой культуры". 

Построение кластера связано не с простым сложением производств и услуг. В туристском кластере создается своя Экономика, имеющая межотраслевой характер проектирования продуктов, подготовку производства новых продуктов. 

Скачивания

Биографии авторов

Ramazanov А., Алматинский технологический университет, Алматы, Қазақстан

Ramazanov Altay Abdrakhmanovich – Professor, Doctor of Economics, Almaty Technological University, Almaty, Kazakhstan

Abdrash A., Алматинский технологический университет, Алматы, Қазақстан

Abdrash Ainur Mukhtarkyzy – Master, Almaty Technological University, Almaty, Kazakhstan

Chitanova S., Казахский университет международных отношений и мировых языков имени Абылай хана, Алматы, Қазақстан

Chitanova Sandugash Oksikbaevna – c.e.s., associate professor, Kazakh University of International Relations and World Languages named after Abylay Khan, Almaty, Kazakhstan

Загрузки

Опубликован

2021-10-15

Как цитировать

Ramazanov А., Abdrash A., & Chitanova S. (2021). INDUSTRY CLUSTER ECONOMY (ON THE EXAMPLE OF TOURISM). «Вестник НАН РК», (5), 100–107. https://doi.org/10.32014/2021.2518-1467.172

Выпуск

Раздел

ЭКОНОМИКА