ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ПОДХОДОВ К ИНВАЛИДНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

Авторы

  • Парманкулова П. Ж. Южно-Казахстанский университет им. М. Ауэзова, Шымкент, Казахстан
  • Жолдасбекова С. А Южно-Казахстанский университет им. М. Ауэзова, Шымкент, Казахстан.

Ключевые слова:

инвалидность, подходы, отношение, общество, нарушения, отклонения, лица с огра-ниченными возможностями здоровья, медицинская, социальная, модель, инклюзия

Аннотация

Цель статьи заключается в разработке отечественной модели отношения
общества к инвалидности в Республике Казахстан. Для достижения поставленной цели
проанализированы труды ряда зарубежных и отечественных ученых, посвященные отношению
общества к лицам с ограниченными возможностями здоровья, имеющим нарушения или
отклонения в развитии. Проанализированы существующие модели подходов к инвалидности в
странах ближнего и дальнего зарубежья, а также в Казахстане. Установлено, что в мировой
практике существуют более десяти моделей подходов к инвалидности. Отмечено, что
существующие модели отношения к инвалидности имеют не только определенное сходство, но и
различие. Практика показала, что отношение общества к инвалидности зависит от социальных,
политических условий, экономических возможностей государства, законодательства в сфере
образования, ценностных ориентаций и принятых культурных норм общества. Исследование
показало, что информации об отечественных научных работах до 70-х годов ХХ века,
посвященные вопросам обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья, в
Казахстане не имеются. Выявлено, что имеются исследования по проблемам обучения и
воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья, нормативно-правового обеспечения,
формирования гуманистического потенциала инклюзивного образования. Однако теоретические
модели отношения общества к инвалидам и инвалидности в Казахстане не разработаны. В
результате проведенных исследований авторы разработали теоретические модели подходов к
инвалидности в Республике Казахстан, которые охватывают временной отрезок от начала ХХ века
по настоящее время и наиболее подходящие историческому развитию Республики Казахстан:
медицинская модель (начало ХХ века и 70-е годы ХХІ века), социальная модель (80-е годы ХХ
века и начало ХХІ века), модель инклюзии (начало ХХІ века и по настоящее время). Разработанные
теоретические модели подходов к инвалидности способствуют успешности развития
инклюзивного образования в Казахстане. В заключении авторы делают вывод о том, что
разработанные модели отношения к инвалидности в Республике Казахстан внесет значительный
вклад в развитие инклюзивного образования и будет иметь практическую значимость для
педагогов инклюзивного образования, педагогов-психологов, научных сотрудников,
исследователей, работников организаций образования по подготовке педагогических.

Биографии авторов

Парманкулова П. Ж., Южно-Казахстанский университет им. М. Ауэзова, Шымкент, Казахстан

Parmankulova Perizat Zhaksylykovna, employee of the Department of scientific projects and
commercialization of the M. Auezov South Kazakhstan State University, Shymkent, Kazakhstan;

Жолдасбекова С. А, Южно-Казахстанский университет им. М. Ауэзова, Шымкент, Казахстан.

Zholdasbekova Saule Abdrazahovna, Doctor of Pedagogical Sciences, professor of the “Vocational
training” department of the M. Auezov South Kazakhstan State University, Shymkent, Kazakhstan;

Загрузки

Опубликован

2021-02-15