NATURAL OVERGROWTH OF THE DUMP SITES OF MINING ENTERPRISES IN THE KOSTANAY REGION
DOI:
https://doi.org/10.32014/2023.2518-1483.186Ключевые слова:
сукцессия, железорудный отвал, самозарастание, техногенный ландашфт, техногенные экотопы, пионерные группировки, группово-зарослевые сообщества, сложный фитоценозАннотация
Современная промышленность, используя земельные ресурсы, пригодные для нужд сельского хозяйства и рекреации, способствует сокращению их количества и деградации почвенного покрова. Так, например, нарастающие объемы открытой добычи металлических руд предприятиями Костанайской области ведет к увеличению образования отвалов пустых пород, что приводит к нарушению состояния окружающей естественной экосистемы и ее существенной трансформации. Объектом данного исследования являются естественные и техногенные экосистемы на территории, где расположены и действуют крупные горнодобывающие предприятия Костанайской области, в то время как предметом изучения стали растительные сообщества на данной территории.
В рамках проведенных нами полевых исследований на отвалах АО «Соколовско-Сарбайское горно-обогатительное производственное объединение» и АО «Качары руда» было составлено более 60 геоботанических описаний. На различных точках были обнаружены растительные сообщества на разных этапах сукцессии: пионерные группировки, группово-зарослевые сообщества и сложная группировка.
Условия произрастания растительности зависят от формы, рельефа, способов отсыпки, физико-химических характеристик, что влияет на пригодность для жизнедеятельности живых организмов и потенциала самозарастания, восстановления биогеоцинозов. Учет естественных условий, скорости самозарастания, разнообразия видов техногенных ландшафтов позволит подобрать оптимальные методы и техники рекультивации нарушенных территорий.
Все страны, имеющие крупную горнодобывающую промышленность, к настоящему времени признали важность защиты окружающей среды, и приняли законы, регулирующие горнодобывающую и металлургическую промышленность в отношении загрязнения. Этот шаг позволил решать экологические проблемы на новом, более качественном юридическом уровне.