Научный журнал «Вестник НАН РК» https://journals.nauka-nanrk.kz/bulletin-science <p><strong>ISSN 2518-1467 (Online)</strong><br /><strong>ISSN 1991-3494 (Print)</strong><br /><strong>Собственник:</strong> РОО «Национальная академия наук Республики Казахстан» (г.Алматы).<br /><strong>Тематическая направленность: </strong>посвящен исследованиям в области социальных наук (экономика и педагогика).</p> <p><strong>Периодичность:</strong> 6 раз в год.</p> ru-RU akadem.nauk@mail.ru (Редакция бөлімінің меңгерушісі: Жәлиқызы Раушан) nauka.nanrk@gmail.com (Редакция бөлімінің меңгерушісі: Жәлиқызы Раушан) Sat, 15 Jun 2024 00:00:00 +0000 OJS 3.3.0.3 http://blogs.law.harvard.edu/tech/rss 60 CОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ДИРИЖЕРСКО-ХОРОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КАЗАХСТАНЕ https://journals.nauka-nanrk.kz/bulletin-science/article/view/6161 <p><strong>Аннотация.</strong> В данной статье рассматриваются социокультурные факторы, оказавшие влияние на исторический процесс формирования системы дирижёрско-хорового образования в Казахстане в XX-начале XXI веков. Актуальность темы обусловлена объективной необходимостью выявления предпосылок и оснований развития дирижёрско-хорового образования в Казахстане, так как данная проблема в настоящий момент не получила должного освещения в казахстанской педагогике. Цель исследования – определить сущностное содержание социокультурных факторов, оценить степень их влияния на становление и развитие дирижёрско-хорового образования, представить хронологию создания средне-специальных и высших музыкальных учебных заведений Казахстана. Важным подразделением в структуре музыкальных учебных заведений страны стали дирижёрско-хоровые отделения средне-специальных учебных заведений и кафедры вузов, их деятельность определила тенденции развития дирижёрско-хорового образования в Казахстане. В работе применяются методы теоретического изучения и анализа научных трудов, систематизации и классификации фактологических и архивных материалов, историко-педагогического анализа нормативных документов, метод реконструкции, описания и объяснения. В статье раскрывается содержание, формы, основополагающие принципы организации профессиональной подготовки дирижёров-хормейстеров, значение, роль и вклад педагогической, методической, исполнительской деятельности ведущих музыкантов-педагогов и хормейстеров в развитие хорового искусства и педагогики дирижёрско-хорового образования в Казахстане. Исследование дает понимание о том, что формирование системы дирижёрско-хорового образования в Казахстане диалектически тесно взаимосвязано с изменениями во всех сферах общественной жизни и происходит под прямым или опосредованным воздействием множества факторов, определяемых историей, политическим, экономическим, социально-культурным развитием страны.</p> <p>&nbsp;</p> Г.Б. Аргингазинова Copyright (c) 2024 Научный журнал «Вестник НАН РК» https://journals.nauka-nanrk.kz/bulletin-science/article/view/6161 Sat, 15 Jun 2024 00:00:00 +0000 АРАЛАС ОҚЫТУДА ЭЛЕКТРОНДЫҚ РЕСУРСТАРДЫ ПАЙДАЛАНУДЫҢ МҰҒАЛІМНІҢ КӘСІБИ ҚҰЗЫРЕТТІЛІГІНЕ ӘСЕРІ https://journals.nauka-nanrk.kz/bulletin-science/article/view/6594 <p><em><span style="vertical-align: inherit;"><span style="vertical-align: inherit;">Мақалада болашақ информатика мұғалімдерінің кәсіби құзіреттіліктерін қалыптастыруды, олардың оқу процесіне енгізу және пайдалану үшін электрондық білім беру ресурстарын құруға дайындығын зерттеу мәселелері қарастырылған. Болашақ мұғалімдердің кәсіби құзыреттілігін дамытудың тиімді әдістерінің бірі оқу үдерісіне электронды ресурстарды енгізу болып табылады. Информатика курсын оқыту әдістемесінде білім беруде электронды ресурстарды дайындау мазмұны жеткілікті түрде көрсетілмеген. Осыны негізге ала отырып, болашақ мұғалімдерді оқытудың аралас әдіс-тәсілдерін қолдана білуге, электронды ресурстарды сауатты құруға және оқытуда тиімді пайдалануға дағдыландыру қажеттілігі туындады. Зерттеудің негізгі мақсаты – информатикада аралас оқытуда электрондық білім беру ресурстарын дайындау әдістемесін құру. Әдістемені құру үшін интерактивті әдістер қолданылды. Электрондық білім беру ресурсының құрылымы Participate платформасында жасалған. Информатика оқулығының мазмұны негізінде бейнелекциялар мен практикалық жаттығулар, интерактивті ресурстар, онлайн курстар мен жобалар, танымдық ойындар мен басқатырғыштар құрылды. Ұсынылған жұмыс информатика пәнінен аралас оқытуға дайындалды. Бұл электронды ресурста практикалық жұмыстар студенттің өзіндік жұмысына арналған теориялық материалдар мен интерактивті тапсырмаларды қамтиды. Сондай-ақ бейнематериалдар мен мысалдарды көру мүмкіндіктері қарастырылды. Тәжірибелік жұмыс пен тапсырмалардың қорытындысын шығару кезінде оқытушы мен студенттің іс-әрекеті интерактивті сұхбат түрінде өтеді.</span></span></em></p> <p><em><span style="vertical-align: inherit;"><span style="vertical-align: inherit;">Қорытындылай келе, ғылыми-зерттеу жұмысы информатика саласындағы оқу материалын тереңдетіп оқытудың, қазіргі ақпараттық ортада сұранысқа ие мамандардың кәсіби құзыреттілігін қалыптастырудың оң әсері мен тиімділігін дәлелдейді. Зерттеу нәтижелері болашақ информатика мұғалімдері үшін пайдалы тәжірибелік ресурс болады.</span></span></em></p> М.С. Балганова, Э.Т. Адылбекова, Х.И. Булбул Copyright (c) 2024 Научный журнал «Вестник НАН РК» https://journals.nauka-nanrk.kz/bulletin-science/article/view/6594 Sat, 15 Jun 2024 00:00:00 +0000 ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕЛЕВОГО СОСТОЯНИЯ АРХИТЕКТУРЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ УНИВЕРСИТЕТА https://journals.nauka-nanrk.kz/bulletin-science/article/view/6231 <p>Успешное развитие деятельности организации зависит от эффективности управления за счет внедрения нескольких способов: четкое представление сущности и назначения предприятия, построение функционирования процессов управления. В статье представлены исследования архитектуры учреждения.</p> <p>На основании проведенного анализа IT-архитектуры университета были выявлены недостатки в бизнес–стратегии и окружения объекта исследования, проведен анализ существующих подходов, что послужило основой для постановки цели – повышение эффективности деятельности &nbsp;&nbsp;IT-подразделения университета. Проведено исследование по архитектуре информационной системе, систем управления и сопровождения учебным процессом. Предполагаемые результаты от реализации разработанного проекта - снижение общих затрат на осуществление учебного процесса за счет снижения трудоемкости работы и повышения информатизации сотрудников высшей школы. Целью внедрения архитектурного подхода является повышение эффективности информационных технологий, которые включают: данные; информационные системы; IT-инфраструктуру. Исследование проводится для того, чтобы предоставить заинтересованным лицам: &nbsp;представление об этапах по развитию IT-архитектуры, планированию IT-архитектуры; последовательности осуществления работ для эффективной организации проектной работы.</p> <p>Метод исследования представляет собой аналитичесий обзор проведенного анализа текущего состояния IT-архитектуры инфраструктуры университета на материале исследований научных школ.</p> Б. Дилдебай, С. Адиканова, А. Кадырова, В. Войчик Copyright (c) 2024 Научный журнал «Вестник НАН РК» https://journals.nauka-nanrk.kz/bulletin-science/article/view/6231 Sat, 15 Jun 2024 00:00:00 +0000 ИНКЛЮЗИВТІ БІЛІМ БЕРУДІ ДАМЫТУ ЖӘНЕ ЖАСАНДЫ ИНТЕЛЛЕКТ ЕНГІЗУ https://journals.nauka-nanrk.kz/bulletin-science/article/view/6374 <p>Республика Казахстан, как и другие страны, которые приняли на себя обязательства демократии, секулярности, правового и социального государства, придает большое значение человеческим ценностям, обеспечению качественной жизни, защите прав и дарованию полной свободы для самореализации каждого человека. В данной статье рассматривается важное направление – обеспечение равных возможностей для всех граждан, особенно через внедрение инклюзии в систему образования Республики Казахстан. Инклюзия в образовании играет ключевую роль в преодолении препятствий, с которыми сталкиваются люди с различными особенностями развития, поэтому важно изучить ее становление, текущее состояние и перспективы развития в Казахстане.</p> Ж.Е. Зулпыхар, А. Нұрланқызы, Л. Рохая Copyright (c) 2024 Научный журнал «Вестник НАН РК» https://journals.nauka-nanrk.kz/bulletin-science/article/view/6374 Sat, 15 Jun 2024 00:00:00 +0000 FURTHER IMPROVEMENT OF EDUCATIONAL PROGRAM IT MANAGEMENT AT ASTANA IT UNIVERSITY https://journals.nauka-nanrk.kz/bulletin-science/article/view/6599 <p>Данная статья посвящена анализу существующей образовательной программы бакалавриата «ИТ Менеджмент» и предложениям по модернизации университетской программы в Astana IT University (АИТУ) в высококонкурентной сфере высшего образования. Были рассмотрены образовательные программы из разных стран для понимания текущей ситуации. Выбранная методология исследования – сравнительный качественный анализ существующих образовательных программ «ИТ Менеджмент» в ВУЗах и образовательных учреждениях, собранных из открытых источников и официальных сайтов.</p> <p>Сделанные выводы являются обоснованными гипотезами, основанными на исследованиях и анализе других образовательных программ, аналогичных «ИТ Менеджменту», которые предполагают изменение существующей учебной программы в AITU и привлечение большее количество специалистов из индустрии в качестве преподавателей на профилирующие дисциплины в университете.</p> N. Ibadildin, A. Nurguzhina, D. Zhumaldinova, Sh. Borashova Copyright (c) 2024 Научный журнал «Вестник НАН РК» https://journals.nauka-nanrk.kz/bulletin-science/article/view/6599 Sat, 15 Jun 2024 00:00:00 +0000